Мовида мадриленья: Культурная революция в Испании

Мовида мадриленья: Культурная революция в Испании

Posted by      06/27/2022 18:10:50    Comments 0
Мовида мадриленья: Культурная революция в Испании

Психологи утверждают, что чем дольше приходится сдерживать эмоции, тем больше их в итоге накапливается, и велика вероятность того, что в скором времени тело начнёт «проживать» их только уже посредством физического недомогания. Или второй вариант, менее опасный, но также серьёзный: эмоции могут найти выход в очень неподходящий момент, когда, так сказать, прорывает плотину и всё летит вдребезги. В чём-то слова специалистов перекликаются с историей Испании, а именно периодом культурной революции, когда страна будто выдохнула, возродилась, сбросив с себя груз диктаторского режима Франсиско Франко. Конечно, произошло это не путём совершения государственного переворота, а по воле Божьей: «каудильо» (вождь) умер, однако это событие стало отправной точкой развития современной Испании, периода освобождения страны под названием «la movida madrileña». Расскажем, как испанцы переживали культурную революцию и как изменилось в итоге общество.

Говорят, поначалу режим Франко обладал чертами, сближавшими его с германским нацизмом: в стране была запрещена деятельность еврейских организаций, цыгане не могли собираться группами, публиковались научные работы, в которых рассказывали о превосходстве белой расы над чёрной. Хотя другие источники утверждают, что Франко считал испанцами всех граждан страны без расовых различий. Ситуация понемногу начала меняться в 1950-х в период модернизации Испании, который подразумевал большую открытость страны по отношению к другим европейским государствам. 

В стране начала активно развиваться промышленность, судостроение, экономические показатели росли. Важным также стало открытие Испании как мирового курортного центра. А вместе с тем, будто в параллельной реальности, процветала цензура печати, жёстко подавлялась политическая оппозиция, а также были репрессии, количество которых до сих пор не установлено. Наверное, в этом вопросе диктатор Франсиско Франко мог потягаться только с Иосифом Сталиным…

После смерти каудильо 20 ноября 1975 года королём Испании стал Хуан Карлос де Бурбон. В стране тут же начался процесс перехода к демократии. А столицу закружила «мадридская движуха». 

Кстати, и по сей день некоторые жители Испании вспоминают Франсиско Франко добрым словом и ежегодно 20 ноября, в день смерти диктатора, шествие почитателей генералиссимуса направляется к Долине павших, где захоронены останки тысяч жертв гражданской войны (1936-1939 гг.) Это гигантский мавзолей в скале, над которой возвышается 150-метровый крест. По официальной версии, он возведён в память о павших с обеих сторон в ходе гражданской войны. Но по факту это монумент, прославляющий победу генерала Франко, который заявил однажды: «Мемориал в честь нашей победы не должен уступать по своему величию монументам древности, над которыми не властны время и забвение».  

В итоге страну пришла «мовида», а значит, у молодёжи появилась возможность для самовыражения. И не только в культурном плане, но и в политическом. В столицу стекались молодые таланты, представители субкультур других испаноязычных стран. Официальным началом La Movida madrileña считается концерт в 1980 году, посвященный музыканту Канито, который погиб в ДТП в новогоднюю ночь. Брат артиста организовал концерт в память о нём. Только представьте, приглашения на мероприятие раздавались через радиостанцию Национального радио Испании! Ещё одним важным событием в истории развития андеграундной культуры стал «El Concierto de Primavera», который организовали студенты технической школы при политехническом университете. Говорят, фестиваль длился более восьми часов, а на него пришло около 15 тысяч человек.

В общем, испанцы пустились во все тяжкие. И, к слову, Ньютон был прав, сформулировав третий закон о том, что сила действия равна силе противодействия: насколько сильным и долгим был прессинг во времена правления Франко, настолько мощным и резким в итоге стал процесс освобождения. Жители Мадрида наслаждались временем, проведённым в ночных клубах, легализацией лёгких наркотиков. Действительно, столица Испании стала местом, где возможно всё. А государство поддерживало народ. Они будто вместе боролись с тем негативным имиджем, который сформировался у страны за время диктатуры Франко. 

Обычно La Movida madrileña ассоциируется с музыкой, однако это движение также затронуло изобразительное искусство, телевидение, моду, фотографию, литературу и кинематограф. Пожалуй, одним из самых известных представителей мадридского движения является Педро Альмодовар. Говорят, его первые фильмы «Пепи, Люси, Бом и остальные девушки» (1980) и «Лабиринт страстей» (1982) довольно точно передают атмосферу того бурного времени. В кино режиссёры всё чаще стали обращаться к теме гомосексуальности, наркотиков, проституции – в общем, то, что раньше было запрещено даже обсуждать публично, во время «мовиды» становилось объектом исследований. Вместо благородных и «правильных» героев на экранах стали появляться персонажи из андеграунда. На улицах Мадрида в это время можно было услышать испанцев, говорящих на сленге, – чели, на возникновение которого повлияли наркоторговцы. Люди красили волосы в яркие цвета, носили нетрадиционную и порой откровенную одежду, тяжёлый макияж использовали как женщины, так и мужчины. 

Популярность в это время получили музыкальные группы, исполняющие техно-поп (Mecano), поп-музыку (Alaska y Los Pegamoides, Radio Futura), а также рок (Rosendo). Хоть «la movida madrileña» зародилась в столице, однако ее влияние быстро распространилось на другие города страны. В настоящий момент память о той эпохи дерзких хранит район в центре Мадрида – Маласанья, считается, что мадридское движение Movida зародилось именно там. Это было привилегированное место у представителей поп и рок-культуры. Не менее популярным был район столицы Чуэка, где сейчас находятся ночные клубы для геев. 

Во второй половине 80-х годов движение постепенно начало терять свою силу. В девяностых годах уже новое поколение задавало тон культурному движению страны. Однако нужно признать, что Испания не просто плавно двигалась к образу той европейской страны, какой её сейчас знает каждый, она совершила резкий скачок в своём развитии. Удивительно, как за пару десятков лет мировоззрение испанцев смогло настолько измениться, а люди начали продвигать совершенно другие, гуманистические ценности. А может, и вовсе изменения – это иллюзия, и испанцы давно были такими свободолюбивыми, просто жили под натиском диктатуры и выжидали момент, когда это всё закончится, вооружившись известным боевым кличем столицы во время «мовиды» -- «Madrid nunca duerme». 

All Post

Leave a Reply