Испанские народные танцы
Если вам хотя бы однажды приходилось слышать песню на испанском языке, то наверняка она была о любви, и слова «mi corazón» («моё сердце») там вы могли услышать несчётное количество раз. Действительно, о чём ещё могут петь эмоциональные испанцы, как не о делах сердечных! А также о боли, ранах, важных этапах в жизни… Страстно делясь этим через исполнение фламенко. Именно этот вид южно-испанской музыки по праву считается визитной карточкой страны и имеет богатую историю. Однако Испания славится другими не менее яркими видами национальных танцев и музыки, которые определённо заслуживают вашего внимания.
Сарсуэла – одна из наиболее типичных разновидностей музыкально-сценического представления, близкая к оперетте. Своё название она получила от имени королевской резиденции Сарсуэла, расположенной неподалёку от Мадрида, где в XVII веке прошёл первый подобный спектакль. Первоначально такие представления назывались «Праздниками Сарсуэлы», так как исполняли их на свадьбах, коронации, дне рождения. Наибольшей популярности этот жанр достиг в 19 веке, а среди известнейших сарсуэл называют «La verbena de la paloma» Томаса Бретона, «Agua, azucarillos y aguardiente» Федерико Чуэки и «Ла Revoltosa» Руперто Чапи. В настоящее время музыкально-драматический жанр также востребован: особенно летом в Испании в некоторые праздничные программы включают сарсуэлу.
Но что любопытно, сарсуэла это не только про музыку, искусство на сцене, но и про еду. Так в Испании ещё называют «паэлью без риса». Причём родина этого блюда – Каталония. По-испански блюдо звучит как «zarzuela de pescado», а по-каталонски «sarsuela de peix». Испанцы называют сарсуэлу блюдом для особых случаев, поэтому готовят её на большие праздники и семейные торжества. Что представляет собой сарсуэла? Это ассорти из морепродуктов, которые нужно протушить, а потом залить густым соусом, приготовленным из рыбного бульона. И главное правило: чем больше морепродуктов, тем вкуснее получится блюдо.
Считается, что блюдо сарсуэла появилось в Барселоне в начале 20 века, а своё название оно получило от одноимённого музыкального лирико-драматического жанра (что не удивительно!), для которого на тот момент было характерно соединение разговорных сцен, песен и танцев в одной постановке. Короче говоря, микс на сцене и в тарелке. Кстати, о том, что обязательно поесть в Испании мы уже рассказывали.
Если же говорить об испанском фольклоре, то он – своеобразный плод истории страны, смешения разных культур и региональных народных традиций. Танцы иберийских, кельтских и греческих цивилизаций дали жизнь испанским народным танцам. Например, мунейра имеет кельтское происхождение и типичен для Галисии. Главная особенность танца – поднятые вверх руки. Как аккомпанемент танцовщики используют тамбурины, барабаны, волынки, а также кастаньеты.
Под звуки духового оркестра испанцы исполняют танец сардана, который имеет греческое происхождение и считается традиционным танцем Каталонии. Стоит сказать, что это хороводный танец, который символизирует единение и целостность каталонского народа. Кстати, в провинции танец стал популярным еще в средние века. Сначала он был народным, а уже к 16-17 в. приобрел интерес аристократии. Сардану крайне не любила испанская католическая церковь: священнослужители видели в ней отголоски языческих ритуалов и пытались запретить танец. Пик популярности сарданы пришёлся на конец 19 века, этот период ещё называют Каталонским Ренессансом.
Как видим, каждая провинция Испании отличается своими фольклорными особенностями, а соответственно, и региональными танцами, поэтому тема достаточно масштабная и колоритная. Танец хота, например, зародился в провинции Арагон. Изначально он был народным, а потом перерос в национальный. Говорят, танец появился в районе, где исторически некоторое время проживали арабы, поэтому существует мнение, что хота имеет арабское начало. Однако споры на тему происхождения танца ведутся по сей день. Важно сказать, что хота это не совсем классический танец, а даже больше пьеса с началом, сюжетной линией и эффектным финалом, кстати, иногда и несчастливым. К примеру, в Валенсии хота исполнялась на похоронах. Почему именно «хота»? Некоторые специалисты считают, что происхождение названия нужно искать в валенсийском наречии, мол, в этом древнем языке существовало слово «xotar», что означало «прыгать». На кастильском варианте испанского «xotar» звучал как «jotar», а позже глагол стал существительным «jota».
Испанская Андалусия также чрезвычайно богата разными видами танцев, среди которых наиболее популярен фламенко, что зародился в конце Средневековья и представляет собой смесь мавританской, еврейской, христианской и цыганской культур. В 19-20 веках он распространился по всей Испании. Фламенко как стиль делится на два класса: cante jondo (глубокий, древний, который прославился выражением своих печалей и радостей) и cante chico (упрощенный вариант). Сторонники первого – приверженцы классических традиций и могут исполнять фламенко без музыкального сопровождения. Приверженцы cante chico включают в инструментальное сопровождение скрипку и даже контрабас, а в музыку фламенко – ритмы румбы и джаза. Кстати, исполняют фламенко в таблао – маленьких барах с небольшой сценой.
Качуча также родом из Андалусии. Исполняется он сольно и с кастаньетами. Популярность танец обрел в начале 19 века. Традиционно качучу могут танцевать как мужчины, так и женщины. В театре она впервые появляется в балете «Хозяйка озера», затем — в балете Жана Коралли «Хромой бес», где её танцевала балерина Фанни Эльслер — в её исполнении этот танец стал настоящей сенсацией.
Ещё один не менее увлекательный испанский танец – пасодобль. Говорят, что частично он основан на бое быков. Партнёр якобы изображает тореро, а партнёрша — его мулету или капоте (кусок ярко-красной ткани в руках матадора), иногда — второго тореро, и совсем редко — быка, как правило, поверженного финальным ударом. Кстати, именно под аккомпанемент пасодобля совершается процессия перед корридой.
И это только часть танцевального наследия Испании. В искусстве каждой провинции страны отражается характер людей, живущих здесь, их жизненные ценности и ориентиры: для кого-то стремление к вечной свободе – смысл жизни, а кто-то находит его в преодолении трудностей, в ежедневном вызове самому себе. Одним словом, на каждую философию жизни человека в Испании найдётся как минимум один определённый вид танца, наиболее полно отражающий её.
Leave a Reply