Кто такой Антонио Гауди
Говорят, настоящий талант скромен. Многие, правда, сейчас могут поспорить с этим высказыванием, мол, в современном мире как никогда важно уметь заявлять о себе, демонстрировать профессиональные навыки и говорить о сильных сторонах своей личности, дабы быть замеченным и стать успешным. Неизвестно, что думал о скромности таланта Антонио Гауди, но когда смотришь на Дом-музей архитектора, который в Барселоне, то вряд ли подумаешь, что там раньше жил известнейший представитель модернизма и авангарда 20 века, человек, семь творений которого внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Скорее всего, его скромность проявлялась в образе жизни, но точно не в полёте фантазии, потому как, чтобы создать такие произведения искусства, нужно обладать особым чувством вкуса и уметь находить прекрасное в кривых поверхностях. О том, кем был Антонио Гауди и какое значение его творчество имеет для Испании, расскажем сегодня.
Вообще, в творчестве архитектора выделяют два периода. Во время первого (1883-1900 гг.) Гауди создал яркий Дом Висенс, что в Барселоне, выполненный в испано-арабском стиле. И это здание считается первой значительной работой Антонио Гауди. Построить летнюю резиденцию архитектору заказал Мануэль Висенс, владелец фабрики по производству плитки и кирпича.
Фасад здания выполнен из кирпича и цветных керамических плиток с растительными орнаментами, которые расположены в шахматном порядке. Использование в постройке этих материалов стало своеобразной рекламой деятельности главы дома. Говорят, каждую деталь архитектор спроектировал лично, поэтому элементы хорошо дополняют друг друга. Стиль, в котором работал Гауди, относят к модерну. Однако по факту в своём творчестве архитектор использовал элементы самых разных стилей, творчески перерабатывая их. Постройки архитектора включают в себя также сложные пространственные конструкции: гиперболоиды, коноиды и геликоиды. На самом деле, именно на второй период творчества, который начался с 1900-х и длился до самой смерти архитектора, приходится создание найважнейших работ Антонио Гауди.
На жизненном пути довольно часто якобы «случайно» встречаются совершенно неслучайные люди, которые после становятся проводниками в новый для нас мир, заставляют по-другому посмотреть на некоторые вещи, а иногда даже помогают творчески раскрыться. Пожалуй, таким человеком для Антонио Гауди стал Эусеби Гуэль, который помог архитектору реализовать его самые смелые творческие замыслы. Текстильный магнат, богатейший человек Каталонии, который находил в искусстве наслаждение, мог позволить себе заказать любую мечту. Таким образом, Гауди, будто волшебник, воплощал в жизнь смелые фантазии магната, а архитектор получил свободу самовыражения и мог не думать о строительной смете. В течение 35 лет, до самой смерти мецената, Гауди проектировал для его семьи всё необходимое для жизни и не только.
Например, Парк Гуэль стал последним проектом, который магнат заказал у Гауди. Архитектор работал над ним с 1900 по 1914 год. На самом деле, мастер очень бережно относился к природе, поэтому прилагал максимум усилий, чтобы сохранить деревья на территории строительства. При входе в парк можно увидеть два здания, которые похожи на сказочные пряничные домики. Также там работает специальная система полива растений. Центральное место в парке занимает большая верхняя терраса, с которой можно созерцать Барселону. А чтобы делать это в наиболее комфортных условиях, Гауди поставил на террасе длинную, изогнутую в форме змеи скамью. Она украшена в традиционной для Гауди технике тренкадис – это «ломаная» мозаика, которая составлена из фрагментов керамики и стекла. Кстати, Парк Гуэль был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1984 году.
После того, как Гауди возвёл Дворец Гуэля, он стал самым модным архитектором Барселоны, и заказать у него работу стало непозволительной роскошью для многих. Он не повторялся, создавая каждый раз всё более необычные здания. Заказчики готовы были потратить половину своего состояния за работу Гауди, потому что изначально верили в гениальность архитектора. Однако многие до конца так и не определились со своим мнением относительно его творчества. Например, когда Гауди получил звание архитектора, Элис Рогент, директор Школы архитектуры в Барселоне, сказал: «Мы дали звание сумасшедшему или гению, время покажет».
И время показало. Последние годы своей жизни архитектор-новатор посвятил строительству необычного храма Саграда Фамилия. На самом деле, в адрес Гауди поступало много критики на предмет архитектурных форм, которые были выбраны мастером. В кулуарах постройку часто насмешливо называли «собором бедняков», так как храм Святого Семейства воздвигался медленно на милостыню верующего населения. Архитектор был так увлечён реализацией проекта, что вложил в него все свои сбережения, отказался получать зарплату за строительство, а также сам выходил на улицу просить о помощи храму. Удивительно, но искупительный храм Саграда Фамилия возводится по сей день и является самым известным долгостроем. Гауди успел воплотить из своего проекта сооружение фасада Рождества, строительство крипты, апсиды и одной башни. По некоторым данным строительство храма завершится к 2032 году.
Говорят, с детства Антонио Гауди страдал ревматизмом, который препятствовал играм с другими детьми. Он также отличался от своих сверстников богатым воображением. Он очень любил одиночные прогулки, одна из которых стала последней в жизни архитектора. Быть может, если бы прохожие знали, кого сбил трамвай, то были бы более активными в принятии решения о госпитализации пострадавшего. Однако внешний вид старика Гауди больше напоминал нищего, человека без роду и племени, чем архитектора-новатора. Антонио Гауди, символ Барселоны, умер в маленькой палате больницы для бедных, а похоронен в Церкве, строительству которой посвятил значительную часть своей жизни, – в Крипте Храма Святого Семейства. К слову, по сей день продолжается кампания в поддержку причисления Гауди к лику святых. Однако независимо от того, каким будет окончательное решение Папы римского, имя Антонио Гауди навсегда вписано в историю Испании, а его творения будоражат умы современных архитекторов и ценителей искусства.
Leave a Reply