Рождество в Стране Басков
Часто можно слышать о том, что север и юг той или иной страны – два разных мира. Это ярко проявляется в темпераменте жителей разных частей государства, особенностях национальной кухни регионов, праздничных традициях, климате и многом другом. Но одно дело осознавать это и совсем другое на официальном уровне чётко зафиксировать и обозначить культурные и исторические границы, назвав себя ни много ни мало страной в стране. Да, речь идёт об автономном сообществе Испании Стране Басков. Уже в названии слышна претензия на нечто большее, чем просто регион Испании, масштаб, который несопоставим с целым Королевством. Страна Басков – это про непохожесть и своенравность. Попробуем рассмотреть это на примере рождественских традиций региона.
Любопытно, но история происхождения басков окутана тайной. Никому точно неизвестно, откуда и когда они пришли, однако существует мнение, что они уже были землях, где живут сейчас, ещё до прихода индоевропейцев. Несмотря на то, что баски расположились на севере Испании и юге Франции, они не похожи на жителей этих двух стран. Например, взять хотя бы тот факт, что до 19 века баски были язычниками. Предствляете? В то время, когда в Европе процветало христианство, представители народа поклонялись своим богам, так как считали родину священным местом. Вплоть до 20 века баски как группа оставались особенно набожными и посещали церковь. Однако в последние годы её посещаемость упала, как и в большинстве стран Западной Европы. Этому подтверждение возрастающее число религиозных скептиков среди молодого поколения, в то время как взрослое более религиозно. Но несмотря на то, что около 60% басков считают себя католиками, некоторые праздники народа по сей день сохранили языческие традиции.
И далеко ходить не нужно. Взять, например, Рождество, которое крайне важный праздник если не для всех, то для многих жителей европейских стран. И баски не исключение. Только на их родине этот день называется «Оленчеро» в честь старого угольщика, который вручает подарки детям.
Помните, в большинстве регионов Испании это делают «волхвы» шестого января? Образ Оленчеро сложился примерно к 18 веку. Это добрый толстяк, который любит поесть и выпить, с черной бородой, одетый в черную блузу, в огромном черном берете и с мешком с подарков. На Рождество в баскских городах и поселках устраиваются детские процессии: одетые в национальные костюмы малыши шествуют за Оленчеро под звуки флейты и барабана.
Согласно легенде, работавший в горах Оленчеро первым узнал от ангелов о рождении младенца Христа и поспешил с гор в долину, чтобы сообщить людям радостную новость. В годы франкистской диктатуры, которая существовала в Испании с конца 30-х до середины 70-х годов прошлого столетия, Оленчеро был запрещен как некий символ регионального национализма и сепаратизма. Однако народная традиция была возрождена после восстановления демократии в Испании.
В праздничную рождественскую ночь Оленчеро заглядывает в каждый дом, где живут маленькие дети. Если малыш хорошо себя вёл – в подарок он получает конфеты или другие сладости. А тот, кто огорчал родителей, может рассчитывать лишь на горсть золы или чёрный уголёк. В честь Оленчеро баски проводят ежегодные шествия, в которых принимают участие не только люди, но и скот, домашняя птица. Считается, что таким образом можно показать старому угольщику своё усердие и трудолюбие. И это понятно, кто же захочет на праздник в качестве подарка получить уголёк? Кстати, в провинции Бискайя есть мифологическая деревня, где располагается касерио (традиционная постройка родом с севера Испании) Оленчеро. Чем не повод навестить загадочное место в канун Рождества?
Кроме старика угольщика, у басков есть ещё одна рождественская традиция – «избиение» бревна. Во многих семьях заготавливают кусок полена, укутанный в одеяло. Каждый человек должен подойти к бревну с небольшой веточкой и трижды ударить его. Во время «избиения» полена необходимо загадать желание, ведь считается, что этот ритуал призывает добрые силы в качестве помощников для людей. Когда все члены семьи справились со своей задачей, «волшебное» бревно кладут на праздничный стол. Что поделать, любят баски сражаться с бревном! Этому также подтверждение традиция «Айзколарис» – соревнование по рубке брёвен, которое, по одной из версий, имеет средневековое происхождение. Однажды лесорубы бросили вызов друг другу, чтобы узнать, кто способен распилить больше бревен. И хотя подобное занятие всегда было мужской прерогативой, сейчас многие женщины желают взять в руки топор, чтобы участвовать в этих соревнованиях.
А вообще Рождество в Стране Басков начинается 21 декабря с праздника Санто-Томас, во время которого большинство людей на улицах танцуют и лакомятся тало (что-то вроде кукурузной лепёшки) с чисторрой (баскская чоризо). Говорят, эта еда особенно хороша в сочетании с сидром. Традиционно в этот день крестьяне съезжались со своих ферм и хуторов в большой город, чтобы заплатить годовую ренту, а заодно продать излишки своего натурального хозяйства. И, конечно же, прикупить то, что им необходимо. В этот праздник баски надевают традиционную одежду (casera). Для девочек это длинная юбка и старомодная рубашка с длинными рукавами, головным платком и фартуком. А мальчики носят длинную черную рубашку, брюки и чапелу (традиционный черный берет). В течение дня в разных точках города проходят состязания по традиционным баскским видам спорта – поднятию камней и рубке пней, а также можно увидеть конкурс чтецов стихов.
Ещё одна рождественская традиция, которая характерна как для Страны Басков, так и всей Испании, – это Рождественские Вертепы на площадях и в парках городов. В столице Страны Басков Витории-Гастейс устанавливают самый знаменитый Рождественский Вертеп, который имеет 50-летнюю историю и является самым большим в Испании.
И это только Рождественские традиции Страны Басков. Данный регион Испании богат на разного рода ритуалы, обряды, которые многим могут показаться чудаковатыми, местами абсурдными, но крайне любопытными. Про некоторые из них мы также расскажем, но чуть позже. А пока самое время наслаждаться предпраздничной атмосферой и готовиться к Новому году!
Leave a Reply