Что такое коррида
Если фламенко, vino tinto и Дон Кихот, с которыми у некоторых ассоциируется Испания, больших вопросов особо не вызывают и многие относятся к ним с почтением, понимая, что это неотъемлемая часть испанской культуры, то с корридой дела обстоят немного иначе. И, скорее всего, в современных реалиях этот вид зрелища приобретает как никогда раньше новые смыслы и значения. Что и порождает, с одной стороны, ярых противников корриды, а с другой, позволяет сторонникам боя с быками ещё больше убедиться в правильности своего мнения и необходимости организации корриды, которая, на их взгляд, важная часть национальной идентичности. О происхождении корриды и её значении для Испании и пойдёт речь сегодня.
Название «corrida» тесно связано с глаголом correr («бежать»). Поэтому словосочетание corrida de toros можно перевести как «бег быков», однако испанцы обычно называют корриду toros, то есть «быки». Говорят, для того, чтобы коррида проводилась, необходимо два условия: чтобы в этой стране разводили быков и чтобы люди, живущие там, имели некий интерес к смерти. Что касается разведения быков, то Испания была такой страной ещё до прихода арабских скотоводов. Баски, например, имеют древнюю традицию выращивания коров и быков. Там, кстати, до сих пор сохранились игры с быками с элементами акробатики. Старинные породы свирепых быков в Испании также были привезены галлами из германских лесов.
На самом деле, если проанализировать, то быки участвуют не только в корриде, но и в родео, которое популярно в Северной Америке, и в других играх, что часто связаны со смертельной опасностью. Связь человека с быками прослеживается, когда мы говорим про наскальные рисунки, которыми люди покрывали стены пещер десятки тысяч лет назад. Вспомните, там ведь туры, зубры, быки и бизоны. Также существует мнение, что иберы, которые населяли Пиренейский полуостров в бронзовом веке, почитали быка священным животным, а его убийство было ритуальным.
К концу XV века коррида стала развлечением благородного сословия. С быком в том время сражался рыцарь на коне. В XVI веке без корриды не обходились многие крупные праздники и бой с быками стал важной частью культуры. Пешая коррида появилась в начале XVIII века. Её родиной считается Андалусия. На протяжении XIX века бой с быками быстро развивался, а его «Золотым веком» считаются 1910—1920-е годы, когда выступал Хуан Бельмонте, которого называют лучшим тореро всех времён и отцом современного стиля корриды.
Своё отношение к корриде выражали также испанские художники в своих работах. Например, Франсиско Гойя был очарован боями с быками, нa одном из автопортретов он даже изобразил себя в образе тореро. Также известна его серия из 33 офортов «Тавромахия», изданная в 1816 году. На работах изображены сцены корриды, где художник показывает страх и смятение тореадора перед разъяренным животным, трагический момент нападения быка на публику и смерть одного из зрителей, падение пикадора с лошади прямо под копыта быка. По мнению Гойи, бык – олицетворение природной стихии и воплощение трагического времени первой половины XIX века – времени революций и наполеоновских войн. В корриде художник видел сакральный смысл – победу над страхом, над животным началом и злом. Испанский художник Пабло Пикассо находил в боях с быками философию преодоления, особую красоту и жизнь. В своих произведениях корриду также воспевали поэт Федерико Гарсиа Лорка, кинорежиссёр Педро Альмодовар и многие другие. Кстати, ещё коррида проникла в испанские танцы. Один из них – пасадобль, символический танец смерти, в котором все фигуры изображают движения тореро на арене.
Это что касается искусства и места корриды в нём, однако в реальной жизни всё несколько иначе. В целом сейчас подобное зрелище постепенно теряет свою популярность и уважение среди испанцев, особенно среди защитников животных. Они считают, что существует много развлечений, профессий, которые дают возможность рисковать собственной жизнью и здоровьем без применения жестокости и насилия по отношению к более слабым. Также приверженцы этой позиции предлагают организовывать бескровные состязания с быками, которые также популярные в Испании. Кто знает, быть может, если бы кульминация корриды не была «кровавой», то и отношение бы к ней было другим. Например, в Венесуэле, основная цель боя – это сбить быка и перевернуть его. Таким образом тореадор продемонстрирует человеческую силу, а животное будет спасено от гибели.
Вообще обычаи корриды в Латинской Америке немного отличаются от испанских. Например, в Мексике матадор делает «круг почёта» по арене в направлении, противоположном тому, в котором это делается в Испании. В целом бои с быками менее укоренены в Новом Свете, чем на Пиренейском полуострове, и иногда воспринимается всего лишь как наследие европейских завоевателей. Кстати, в Латинской Америке находятся несколько «ганадерий» – это фермы, где выращиваются боевые быки. И что любопытно, именно Мексика – родина многих выдающихся тореро.
В настоящее время в Испании коррида больше не проводится на Канарских островах, а также в Каталонии. А вот где её ещё можно увидеть, так это в Мадриде, Валенсии, Малаге, Памплоне, Севилье, Бильбао и других городах. Как уже говорилось ранее, популярность корриды снижается из-за активности движений за права животных, однако существует и другая причина: отсутствие интереса со стороны самих зрителей, мол, публику уже крайне сложно удивить. Но вместе тем в законодательстве Испании не введено полного запрета корриды, и зарабатывание на ней происходит в основном за счёт туризма.
Вопрос относительно необходимости корриды в современной Испании до сих пор остаётся открытым. Кто-то видит в этом действии скрытый символизм, искусство, а другие ничего, кроме жестокого обращения с животным. Однако отрицать влияние боя с быками на культуру Иберийского полуострова, который образно ещё называют шкурой быка (piel de toro), вряд ли возможно. А вот идти на корриду или нет, решать каждому из нас.
Leave a Reply