Аргентинское танго
А с чем у вас ассоциируется Аргентина? Вангуем, среди слов, которые первыми пришли на ум, будет Месси. Тем более после Чемпионата мира по футболу 2022 ему грех не быть в этом списке. Потом наверняка вспомните качественное мясо, Марадону, Патагонию… А на более продвинутом уровне знакомства с Аргентиной люди заговорят про необычное звучание испанского языка данной страны. Кастельяно. Вернее, «кастешано», если говорить в духе аргентинцев. Но существует явление, которое известно абсолютно каждому человеку. Независимо от того, интересуется он культурой Аргентины или нет, танцует он или нет. И это аргентинское танго, которое известно во всём мире. А также является яркой визитной карточкой Аргентины. Сегодня расскажем, как зарождалось аргентинское танго и что такое «танго нуэво».
Международный коктейль в виде танго
А что, если мы скажем, что сейчас живём во время третьего рождения танго? Так полагают некоторые преподаватели данного вида танца. Временем его рождения называют 1870-е года. А местом – порт Буэнос-Айреса. Несложно догадаться, что порты раньше были местом встреч людей из разных стран. Испанцы, итальянцы, русские, немцы и так далее. Эта также отсылка к тому, что часто Аргентину называют «страной эмигрантов». Однако кроме европейцев, в страну также привозили рабов из Африки.
Существует мнение, что именно африканцам мы обязаны появлением танго, потому что они привезли ритм. Думаем, не нужно объяснять, в каких условиях жили негры. Они в один момент потеряли Родину, но не свою культуру и любовь к танцам. Кстати, место, где рабов держали как животных называли «милонги». И когда они что-то праздновали, то местные говорили: «Вот, началась милонга!..». В то время также с Кубы привезли танец хабанера. Он добавился к музыке негров. А из Европы приехал вальс. Собственно, получился удивительный коктейль в виде танго, который по сей день волнует сознание многих.
Кстати, некоторые источники также утверждают, что название «танго» по своему происхождению африканское. Мол, у нигерийского народа ибибио оно означало «танец под звук барабана».
Говорят, в начале 20 века было много песен о танго. Поэты в своих стихах изображали реалии, то, что видели вокруг. Проститутки, воры, несчастная любовь. Позже их стихи стали более социальными. И удивительно, но люди перестали танцевать танго, а начали его слушать. Это было в 1930-х годах. Второе рождение танго как танцу дал композитор Хуан Д’Арьенцо. Этот период длился до 1960-х годов, пока не появились Битлз и все, кто пришли позже. Считается, что они «разбили» пару и люди начали танцевать по одному.
Собственно, третье рождение танго наступило после падения диктатуры в Аргентине. Кстати, запреты танго уже переживало ранее. На заре своей истории танец отвергало высшее общество и католическая церковь. В то время, как танго было дико популярно в трущобах (аррабалях), портах и борделях Буэнос Айреса.
Астор Пьяццолла – создатель нового стиля танго
Как-то сложно в это поверить, правда? Ведь сейчас танго танцуют и слушают во всём мире. Одним из тех, кто вывел танго на новый уровень стал Астор Пьяццолла. Сейчас его имя и танго просто неотделимы друг от друга. Именно он обогатил этот жанр, внёс в него элементы современности, классики и джаза. Не секрет, что изначально танго рассматривалось публикой и исполнителями как музыка для сопровождения танцев. Это неудивительно, ведь эмигрантский танец танго родился раньше, чем музыка к нему.
Идеей Пьяццоллы было вывести танго в отдельный музыкальный жанр, сделать его музыкой не только для танцев, но и для серьезного прослушивания. Сам он однажды сказал: «Я всегда считал, что танго создано скорее для уха, чем для ног». Он всеми силами стремился развивать это направление, модернизировать и обогащать. Конечно, консервативная публика первое время не принимала и не понимала мотивов и творчества композитора, что огорчало композитора.
Значительную часть своего пути Астор Пьяццолла пытался перейти от танго к более серьезной, на его взгляд, музыке. Но, как говорила его учитель и его главный ценитель Надя Буланже, только в танго живет истинный Пьяццолла. Позже Пьяццоллу назовут отцом-основателем нового музыкального стиля, получившего название «танго нуэво» («новое танго»).
«Танго нуэво» – это стиль классического танго?
В настоящее время до сих идут споры на предмет того, современное танго то же самое, что и «танго нуэво»? А может последнее и вовсе не существует? Давайте разбираться.
Представьте, что до 1990-х годов аргентинское танго изучали по принципу «делай, как я». Не объяснялось, как и главное почему совершается то или иное движение. В это же время в Буэнос-Айресе образовалась «Группа исследователей танго». Его идейными вдохновителями стали Густаво Навейра и Фабиан Салас. «Революционеры» рассмотрели все движения, фигуры и взаимодействие между партнерами с точки зрения биомеханики. То есть во главу была поставлена кинезиология—наука о мышечном движении человека.
Проанализировав результаты своих исследований, они начали рассматривать все возможности движения в рамках танца. Это и считается возникновением нуэво танго, так как произошли изменения во всём танго. То есть этот термин отражает всё то, что происходило с танго с 1980 годов. И это не стиль. Это развитие танго. Хотя за пределами Аргентины к «танго нуэво» относятся как к стилю танго. Что неверно. Это только метод анализа и преподавания, основанный на принципах танцевальной кинезиологии аргентинского танго.
В интернете, если ввести запрос «виды танго», можно найти бесконечное количество разных наименований. И чтобы не запутаться в этом многообразии, предлагаем упростить информацию. Глобально существует два основных вида танго – социальное, в основе которого импровизация и ведение-следование, и танго-шоу, которая сценическая хореографическая постановка. Социальное танго и породило такое огромное количество названий стилей. Потому что в зависимости от района Буэнос-Айреса, танго танцевали по-разному. А если ещё люди разного социального положения, то сами понимаете… Однако любое дело, явление требует систематизации, структуры, чтобы не запутаться и не потеряться в безграничном прекрасном. Про стили и виды танго, а также их особенности читайте в следующем материале.
А пока предлагаем вам вдохновиться танго. И как завещал Астор Пьяццолла, послушать его, а не станцевать. Вашему вниманию одно из самых важных произведений композитора «Histoire du Tango» («История танго»), которое состоит из 4 частей. Первые из них отсылают нас к традиционному периоду танго, а третья и четвёртая символизируют стили и инновации, которые были в нём во второй половине XX века. Попробуйте по музыке проследить развитие танго.
Leave a Reply