Известные мексиканские художники
Культура абсолютно каждой страны это не только национальная кухня, язык, но и люди. Некоторые впоследствии становятся символами государства, что представить без них эту страну уже не представляется возможным. Так вышло и с Мексикой. Пожалуй, только ленивый не слышал о Фриде Кало или Диего Ривере, изображения которых в Мексике и за её пределами можно встретить на одежде, посуде, женских украшениях. Наверное, отчасти благодаря такому маркетинговому ходу, художники и по сей день не теряют своей популярности. Однако богатство изобразительного искусства Мексики не исчерпывается только этими творцами, время стремительно бежит, сменяются поколения, даря миру новые таланты. А поэтому сегодня предлагаем познакомиться с современными мексиканскими художниками.
Рафаэль Лосано-Хеммер
И первый в нашем списке Рафаэль Лосано-Хеммер. Его называют электронным художником, инсталляционистом и кинетическим скульптором. Говорят, он – один из самых интригующих представителей современного искусства в Мексике. А всё потому, что в работах мастера органично сосуществуют искусство, технологии и общественное пространство.
Рафаэль Лосано-Хеммер родился в Мехико в 1967 году. В 1985-м он эмигрировал в Канаду, где окончил университет со степенью бакалавра химии. Его отец был владельцем ночного клуба в Мехико, а будущий художник с юных лет увлекался наукой. Позже он работал в лаборатории молекулярных исследований в Монреале и публиковался в журналах по химии. Нужно сказать, что опыт работы в научной сфере во многом повлиял на его творчество: он обрёл видение того, какими подходами ему следует пользоваться при создании творческих произведений.
Лосано-Хеммер наиболее известен своими театральными интерактивными инсталляциями, при создании которых использует достижения робототехники, компьютерную графику, кинопроекции, интерфейсы сотовых телефонов, видео- и ультразвуковые датчики, светодиодные экраны и другие устройства. Его небольшие видеоинсталляции посвящены темам восприятия, обмана и негласного наблюдения. И самое интересное то, что участником его работ может стать каждый.
В 1999 году он создал инсталляцию «Векторное возвышение», участники которой направляли прожекторы над центральной площадью в Мехико. Инсталляция была повторена в Ванкувере в 2010 году.
Хавьер Марин
Следующий в почётном списке современных мексиканских художников – скульптор Хавьер Марин. Когда смотришь на его работы, то невольно проводишь параллель с древними скульптурами Венеры, Давида, которые перенеслись в современность и приобрели новую форму звучания.
Родился скульптор в 1962 году в Уруапане, штат Мичоакан. Учился в Академии Сан-Карлос и Национальном автономном университете Мексики. За свою 30-летнюю карьеру он провел 270 выставок в Канаде, Мексике, США и нескольких странах Южной Америки.
В 2010 году скульптор сделал алтарь для Кафедрального собора Сакатекаса (Мексика), который покрыт 25 кг золота. Он был построен из геометрических призм, образованных верхней платформой святилища, и содержит ниши, в которых размещены сложные изображения святых. Весит алтарь около 20 тонн и изготовлен из финской березы, очень твердой древесины, которая не расширяется и не сжимается, поскольку не реагирует на изменения влажности.
Габриэль Ороско
Далее рады познакомить вас с Габриэлем Ороско — одним из самых известных современных мексиканских художников. Творческая практика Ороско включает скульптуру, фотографию, живопись и видео, художник также исследует философские вопросы. Стремительный рывок карьера Ороско совершает в начале 90-х, когда появляются его самые знаменитые проекты. В 1992 году появляется инсталляция «Песок на столе», где художник проводит параллели между естественной гармонией горы песка и рукотворной природой египетских пирамид.
Дамиан Ортега
В детстве многие из нас наверняка задавались вопросами: «А что там внутри машины?», «А как устроена работа организма человека?». Это толкало нас разбирать игрушки, будильники. Хоть мексиканец Дамиан Ортега уже давно не ребенок, но методы познания мира у него всё те же: скульптор разбирает различные объекты на составные части, а затем подвешивает их в пространстве.
Одна из самых ярких работ Ортеги – безымянная инсталляция, для создания которой автор разобрал на детали собственный Volkswagen Beetle, после чего подвесил все элементы в правильном порядке, но на некотором расстоянии друг от друга. А вы тоже думаете, что эту идею было бы неплохо взять на вооружение учебным заведениям, где изучают устройство автомобилей? Учёба была бы гораздо более интересной. Всё-таки это нескучные графики и схемы в учебниках.
Еще одно не менее яркое произведение, выполненное в подобной технике, -- инсталляция «Controller of the Universe». Правда, здесь автор ничего не разбирал: он просто подвесил на проволоке множество инструментов: пил, молотков, топоров и создал таким образом некое подобие замершего взрыва.
Карлос Аморалес
Ещё один художник, творчество которого вызывает интерес не только у поклонников современного искусства, но также у тех, кто это искусство изучает, -- Карлос Аморалес. Как он сам сказал, его интересует современная мексиканская культура, её ценности, которые он раскрывает в образах постапокалиптического мира при помощи различных методов и техник и воплощает в своих картинах, скульптурах, инсталляциях и перформансах.
Одна из самых известных работ Карлоса Аморалеса – инсталляция из сотен больших и маленьких мотыльков из черной бумаги (Black Cloud), которую он создал на стенах старинной церкви в Испании. Кто-то назовёт её мрачной, несущей негатив, а кто-то светлой и очень милой. Но главное то, что эта инсталляция порождает в сознании людей удивительные образы и ассоциации.
В последнее время основными персонажами арт-проектов Карлоса Аморалеса являются живые существа черных, красных и серых тонов: птицы, звери, пауки, растения. Одним словом, в работах автора важное место занимают объекты из реальной жизни.
Многие латиноамериканцы очень гордятся своими индейскими корнями, чтут память коренного населения Латинской Америки и соблюдают традиции. Бесспорно, это часть истории, генетического кода. Однако развитие – это естественный и неотъемлемый процесс всего живого, поэтому кажется странным, когда в контексте культуры рассматривается лишь достояние предков. А ведь времена меняются, появляются новые формы самовыражения, и нужно сказать, что подобная риторика и ритм жизни также не чужды современному искусству Латинской Америке.
Leave a Reply