Лас Посадас - Рождественские праздники в Мексике
La vida es un carnaval – об этом однажды пела кубинская исполнительница Селия Крус. Удивительно, но эти слова самым точным образом описывают менталитет жителей Латинской Америки. Несмотря на непростую экономическую ситуацию в некоторых её странах, люди не теряют веру в лучшее, всё также любят танцевать, веселиться и собираться за большим столом в компании близких и дорогих людей. И один из серьёзных поводов сделать это – праздники. Не успели мексиканцы, нарядившись в костюмы скелета и украсив своё лицо Катриной, вспомнить на День мёртвых родных, ушедших в мир иной, как приближается новый, не менее важный праздник – Рождество. И причём начинают его праздновать ещё до 25 декабря. О том, как это происходит в Мексике, и расскажем сегодня.
Лас Посадас (Las Posadas) – так называется первая часть мексиканского Рождества и длится она с 16 по 24 декабря – 9 дней. Справедливости ради нужно сказать, что жители Гондураса, Гватемалы, Сальвадора, Никарагуа, Коста-Рики и Панамы также следуют этой традиции. К слову, в Эквадоре тоже есть похожий праздник, только называется он Новена (Novena) от латинского «девять». Las Posadas в переводе с испанского означает «гостиницы» или «постоялые дворы, место, где можно переночевать», а время, которое длится Лас Посадас символизирует 9 месяцев беременности Марии. Так какое же отношение «гостиницы» имеют к Рождеству?
Существует мнение, что Лас Посадас – это не что иное, как очередной пример синкретизма традиций доиспанского периода и непосредственно католических. Евангелие пришло на территорию современной Мексики с проповедью первых миссионерских групп—францисканцев, доминиканцев и августинцев. Последние обнаружили, что коренные жители с песнями и огнями празднуют рождение Солнца в преддверии зимнего солнцестояния, то есть с 20 по 23 декабря. Тогда миссионеры решили провести параллель между Иисусом Христом и Солнцем, проповедуя, что Христос – истинное Солнце добра и справедливости. Опять-таки в целях распространения католичества среди местного населения.
В 1587 году монах Диего де Сория обратился к Папе Римскому с просьбой о разрешении провести девять вечерних месс перед Рождеством, так как раньше они были запрещены. Верховный иерарх разрешил. В итоге празднование Лас Посадас началось с девяти месс с 16 по 24 декабря. Позже к празднику добавили другие традиции: процессию паломников, пение марианской литании, просьба постоялого двора и пиньяты.
Таким образом, у процессии паломников была важная миссия: сопровождать Марию и Иосифа из Назарета в Вифлеем в поисках безопасного убежища, где Мария могла родить младенца Иисуса. Когда в итоге они не смогли найти жильё в Вифлееме, то были вынуждены искать убежище в хлеву, где и родился младенец Христос.
Первый постоялый двор был организован в одном из самых старых монастырей Мексики Сан-Агустин де Акольман, который основан в 1536 году монахами-августинцами. Со временем праздник приобрёл всенародный характер, и его стали отмечать в кварталах, на улицах и во дворах.
Каждый вечер во время Лас Посадас по улицам городов ходят процессии, во главе которых часто маленький ребенок в костюме ангела. Процессия в основном состоит из детей, несущих зажженные свечи и изображения Марии и Иосифа, едущих на осле. Иногда в процессию привлекают настоящих ослов. Взрослые, которые сопровождают детей, в том числе музыканты, следуют за процессией, что посещает некоторые дома и просит ночлег для Иосифа и Марии. Интересно, что это могут быть как частные дома, так и административные здания типа Дома Правительства. Хозяева часто угощают детей сладостями, однако по традиции всегда отказывают в ночлеге. На каждой остановке дети читают отрывки из Священных Писаний и поют рождественские гимны.
Если углубиться в историю происхождения пиньяты, то важно сказать, что она появилась в Китае, где использовалась в праздничные дни, и была сделана из дерева и бумаги, и чем-то была очень похожа на фонарь. Позже эта идея перешла в Италию, где была немного преобразована. Там в качестве основы использовался глиняный горшок, которому при помощи кусочков бумаги придавали форму сосновой шишки или других растений. Поэтому творение так и назвали «пиньята» (piñata). Когда игрушка прибыла в Мексику, то приняла вид Вифлеемской звезды, которая привела волхвов к новорожденному Иисусу, и до сих пор она отличается многообразием форм.
Каждый день после процессии проводится месса, а по окончании службы дети открывают пиньяты, наполненные конфетами, фруктами и небольшими игрушками. Главное правило – по пиньяте нужно бить палкой и с завязанными глазами, чтобы было труднее попасть. Когда от удара в ней образуется дырка, оттуда начинает сыпаться содержимое. Все, что высыпалось, дети могут подбирать. Разбивание пиньяты представляет собой борьбу между добром и злом. Всё, что выпадает из пиньят, символизирует божье благословение за освобождение от грехов. Традиционная пиньята имеет семь вершин, представляющих семь смертных грехов – лень, гнев, зависть, обжорство, гордыня, похоть и жадность, каждый из которых окрашен в яркий цвет. Палка олицетворяет силу добродетели, это своеобразное оружие для борьбы с искушениями. А повязка на глаза символизирует слепую веру. Вот как изобразил это действие Диего Ривера на своём мурале, который находится в одной из детских больниц Мехико (1953).
24 декабря проводится последняя Лас Посадас. В ночь на 25 декабря в церквях проходит рождественская служба, после которой запускают фейерверки и звонят в колокола. Но на этом Рождество не заканчивается. Можно сказать, что после наступает негласный перерыв на Новый год, а вторая часть праздника продолжается 6 января.
В настоящее время череда праздников Лас Посадас имеет скорее популярный, чем религиозный характер. Это отличный повод для общения с семьей и друзьями в перерывах между песнопениями, иногда молитвами и смакованием традиционных блюд.
Leave a Reply